старше 16

Как написать научную статью

Аннотация. Научная публикация - основной результат деятельности ученого. Главная цельнаучной публикации - сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначитьего приоритет в избранной области исследований. Всякая научная статья должна содержатькраткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективноеобсуждение его значения. Для того, чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдатьнекоторые стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиляречи. Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисыдокладов. Монография - это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуетсяопределённая тема, поэтому монографии пишутся редко.Тезисы докладов - это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы,вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их и непредставляют большого интереса для научного мира. Во многих случаях, например, принаписании заявки на поддержку исследований, тезисы докладов вообще не учитываются какпубликации. Наибольший интерес представляют научные статьи, которые включают в себя какрецензируемые статьи (перед опубликованием статья проходит рецензирование) инерецензирумые статьи, так и труды (или материалы) конференций. Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет опроведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержатьдостаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобыколлегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью - значитдостичь этих целей.Итак, чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построенияобщего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечиваетоднозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, последовательность, ясность, точность, однозначность и объективность. Разработка научных или аналитических статей требует соблюдения определенных правилизложения материала. Все изложение должно соответствовать строгому логическому плану ираскрывать основную цель статьи. Основные моменты, которыми должны руководствоваться авторы при написании научныхили аналитических статей можно изложить в следующих пунктах:

  • развитие научной гипотезы;
  • осуществление обратной связи между разделами статьи;
  • обращение к ранее опубликованным материалам по данной теме;
  • четкая логическая структура компоновки отдельных разделов статьи.

Название - очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтомузаглавие статьи должно полностью отражать ее содержание.Статья, как правило, включает в себя:

  • введение;
  • методы исследований;
  • основные результаты и их обсуждение;
  • заключение (выводы);
  • список цитированных источников.

Обычно статья включает также «Реферат» и «Ключевые слова», а в конце статьи такжемогут приводиться слова благодарности.При описании любой научной или аналитической работы, связанной с проведениемисследований, требуется грамотно оформить Введение. Целью вступления является доведениедо читателя основных задач, которые ставил перед собой автор статьи. Во введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?), а такжеследует привести известные способы решения вопроса и их недостатки.Как правило, введение должно в себя включать определение научной гипотезы; содержатьнеобходимую вводную информацию; подробно объяснять причины, по которым были начатыисследования; представлять критическую оценку производимых ранее работ в данной области;раскрыть уровень актуальности данной темы; четкий план изложения материала.При работе над вступлением следует применять методики оценки целей, подробноописываемые в NLP. Кратко их содержание можно выразить так: насколько четкосформулирована основная цель исследования; имеются ли явные противоречия в материалахисследования; насколько полно была использована тематическая литература; полнотавыражения актуальности темы; является ли ваше исследование новаторским, или повторяетподобные работы других авторов.В разделе «Методы исследования» необходимо представить Ваш способ решения данноговопроса. Описание методов проведения исследовательских работ должно отвечать на всеосновные вопросы, связанные с проведением исследования или эксперимента. Описаниеметодов должно быть таким, чтобы любой ученый, обладающий соответствующейквалификацией или оборудованием, мог воспроизвести эксперимент, основываясь на описанныхметодах.В описании методов необходимо уделить внимание следующим моментам:

  • указать характеристику проведения исследования;
  • подробно описать методику выборки и указать в течение, какого временипроводилось наблюдение;
  • указать статистические методы, которые применялись при анализе результатов. Результаты и обсуждение - это основной раздел, цель которого показать, какими данными подтверждается рабочая гипотеза и почему представленные результаты именно таковы, и как они соотносятся с основной идеей статьи. Результаты, как правило, наиболее насыщеныиллюстрациями - таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функциюдоказательства, представляя в свернутом виде Ваш исходный материал и помогающим упроститьсводные данные. Здесь же надо указать характерные особенности результатов работы, оценитьпределы работы, т. е. те рамки, в которых правомерны выводы из результатов работы.Необходимо сравнить представленные в статье результаты с предыдущими работами в этойобласти, как Вашими, так и других авторов.Таким образом, разделы обсуждения и выводы позволяют автору статьи изложить в краткойформе те моменты, которые были достигнуты в результате проведенного исследования. В этомже разделе делаются альтернативные выводы, ели полученная в результате исследованияинформация позволяет двоякое толкование фактов.В Заключении необходимо сопоставить полученные результаты с начальной цельюпроведения работы, определить значение Ваших результатов для дальнейших исследований.Еще один очень важный элемент - список цитированных источников. Большинство журналовне примут Вашу статью, если список литературы будет составлен не по правилам.Окончательным разделом статьи является - реферат. Он должен освещать следующиеключевые моменты:
  • цели исследования;
  • использованные методы или технологии;
  • основные полученные в ходе исследования результаты;
  • выводы автора.

Реферат обычно не может содержать более 250 слов, должен быть организован как одинпараграф, и он должен строго соответствовать статье и содержать необходимые данные вмаксимально сжатой форме. После реферата, как правило, следуют ключевые слова. Их можно назвать поисковымобразом научной статьи. По значению и смыслу набор ключевых слов близок к аннотации(реферату), плану и конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей детализацией, они лишены синтаксической структуры. Единый формат оформления пристатейных библиографических списков в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

Статьи из журналов и сборников одного автора:

Адорно ТВ. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - № 10. - С. 76- 86.

Crawford P.J. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref.Libr. - 1997. - Vol. 3, № 58. - P. 75-85.

двух или трех авторов:

Crawford P. J., Barrett T. P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance thatworks // Ref. Libr. - 1997. - Vol. 3, № 58. - P. 75-85.

Адорно T.B., Сидорова Ю.В. Логика социальных наук // Вопр. философии. - 993. - № 1. - С. 7-12.

четыре и более авторов:(запись составляют под заглавием произведения)

Турбулентный пограничный слой на теле вращения при периодическом вдуве/отсосе / В.И.Корнилов [и др.] // Теплофизика и аэромеханика. - 2006. - Т. 13, № 3. - С. 369-385.

Монографии одного автора:

Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: монография. - 2-е изд. - М.: Проспект,2006. - С. 305-412.

двух или трех авторов:

Тарасова В.И., Иванова Л.И. Политическая история Латинской Америки: моногр. - 2-е изд. - М.:Проспект, 2006. - С. 305-412.

четыре и более авторов:(запись составляют под заглавием произведения)

Политическая история Латинской Америки: монография / В.И. Тарасова [и др.]. - 2-е изд. - М.:Проспект, 2006. - С. 305-412.

Материалы конференций

Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегион. конф. - Ярославль, 2003. - 350 с.Марьинских Д.М. Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивогоразвития города (на примере Тюмени) // Экология ландшафта и планирование землепользования:тез. докл. всерос. конф. (Иркутск, 11-12 сент. 2000 г.). - Новосибирск, 2000. - С. 125-128.

Сборники научных трудов

Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуз. сб. науч. тр. / под ред.С.Ф. Мартыновича. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 199 с.

Авторефераты

Глухов В.А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов вбиблиотеке: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Новосибирск, 2000. - 18 с.

Диссертации

Фенухин В.Й. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказского региона: дис. ... канд. полит, наук. - М, 2002. - С. 54-55.

Аналитические обзоры

Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 г. / Рос.акад. наук; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М.: Изд-во ИМЭМО, 2007. - 39 с.

Патенты

Оптико-электронный аппарат: пат. 2000130511 Рос. Федерация / Д.Н. Еськов, Б.Э. Бонштедт, С.Н.Корешев, Г.И. Лебедева, А.Г. Серегин. № 2122745/98; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02. Бюл. № 23(114). - 3 с.

Интернет-документы

Официальные периодические издания: электронный путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центрправовой информации. - [СПб., 2005-2007]. - URL: http://www.nlr.m/lawcenter/izd/indexiitml (датаобращения: 18.01.2007).

Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование:исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. - URL: http://www.oirn.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.2007).

Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. - URL: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения: 17.10.2008).

Литчфорд Е.У. С Белой армией по Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армиигенерала А.В. Колчака. - URL: http://eastfront.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения:23.08.2007).

Основные ошибки при написании научной статьи:


А. Чаще всего встречаются ошибки, связанные с построением работы в целом, снаполнением ее структурно-логической схемы реальным содержанием:

1. Слишком обширно представлены результаты чтения теоретической литературы, причемне в проблемном освещении, а чисто описательно, и абсолютно недостаточно - результатысобственного научного поиска.

2. Наоборот - текст перегружен чисто констатирующим описанием теоретически неосмысленных исследователем, «сырых» фактов.

3. В работе представлен весь массив проанализированного материала, в текст вписана вся«кухня» анализа, в результате исследование чрезвычайно трудно воспринимается. Технологияанализа и обилие аналитического материала затрудняют уяснение конечных целей и общихпринципов.

4. В работе вообще не представлены образцы анализа. Такая работа заметно теряет вдостоверности и доказательности.

5. Выводы, вместо того чтобы обобщать полученные результаты, повторяют исходныеположения работы или подменяются оценочными суждениями.


Б. Также бывают ошибки, связанные с развертыванием отдельных фрагментов текста:

1. Нарушения формальной логики:

  • «логический круг» или тавтология в определении (тавтология - крайний случайлогической ошибки «предвосхищение основания», а именно: когда нечто определяетсяили доказывается тем же самым);
  • подмена объяснения или доказательства констатацией, замещение анализаперечислением или пересказом и т. д.

2. Нарушения правил научного общения:

  • отсутствие ссылок на используемый источник;
  • цитирование, в результате которого искажается мысль цитируемого автора;

  • немотивированное повторение общеизвестного;
  • бездоказательная критика и др.

3. Нарушения законов функционирования научного стиля:

  • использование в научном тексте явно разговорных элементов;
  • не владение терминологическим аппаратом;
  • незнание научных клише или неумение их использовать.